Во время посещения тюремных храмов осужденные-верующие, случается, задают сотрудникам и волонтерам Фонда «Инок» вопросы, касающиеся догматов и канонов православия. Признаться, не на все из них мы можем ответить. Так, например, уже несколько раз прихожане интересовались, чем руководствуются священники, выбирая для богослужения тот или иной цвет облачения? Сегодня на этот вопрос отвечает священник Василий Басаков, настоятель храма великомученика Артемия (г. Михайловск) и помощник начальника УФСИН России по Ставропольскому краю по организации работы с верующими:

Цветовая палитра, используемая в храме, складывалась в Церкви на протяжении двух тысячелетий. Причем сегодня облачаться в одеяния конкретных цветов должны не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Понятно, что не во всех храмах, в силу экономических причин, этот порядок строго соблюдается. Но если материальное положение храма позволяет, то не только облачения служителей, но и иные детали в устройстве храма меняют цвет в зависимости от дня. Например, облачения престола. По возможности на Пасху в некоторых храмах даже лампады меняют на красные — цвет этого Праздника.

Облачений бывают восьми цветов:

Красное облачение надевают священнослужители на Великую Пасху, а также на мученические праздники, т.е. в день, когда празднуется Святой мученик, канонизированный Святой Церковью за подвиги перед Господом Богом.

Голубое облачение надевают на все праздники Пресвятой Богородицы — Успение, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Сретение и на другие Богородичные праздники.

Белое облачение надевают на Господские праздники, т.е. на праздники Господа Бога — это Рождество Спасителя, Преображение, Вознесение, также на Пасху и другие Господские праздники, и белый цвет священнослужители надевают на совершение различных треб церкви, белый цвет считается траурным цветом.

Зеленое облачение надевают на праздник Св. Троицы и праздники Преподобных отцов, например, на праздник Серафима Саровского и др. Преподобных отцов церкви.

Желтое облачение — этот цвет священнослужители считают повседневным, который чаще всего применяют в Богослужениях церкви, а также на праздники Святителей, например, на праздник Николая Чудотворца и др.

Черное облачение надевают на Великий пост — первую и последнюю недели поста каждый день, а в другие недели только по будням.

Фиолетовое облачение надевают также во время Великого поста, только не по будням, а по субботам и воскресеньям.

Бордовое облачение — цвет мученический, подходит для праздников Святых мучеников, особенно, если храм назван в честь какого-либо мученика.

Необходимо подчеркнуть, что сказанное выше соответствует обычаями Русской Православной Церкви. Обычаи других православных Поместных Церквей могут отличаться.

Фонд «Инок» благодарит отца Василия за разъяснения и надеется, что он и в дальнейшем поможет нам в просвещении посетителей сайта.