В ходе бесед с прихожанами тюремных храмов сотрудники и волонтеры Фонда «Инок» часто слышат о желании после освобождения направиться в один из православных монастырей. И положительные примеры исполнения задуманного есть.
Для тех осужденных, которые задумываются о монастырской жизни, необходимо подчеркнуть, что ни один из бывших осужденных (как, впрочем, и приехавший в обитель мирянин с воли) никогда не становится монахом сразу. Каждый вновь прибывший проходит несколько ступеней, прежде чем стать полноправным членом братии: трудничество – послушничество – рясофор — монашество (мантия, малая схима) — схимничество (великая схима).
Этот раздел посвящен первой ступени – трудничеству. Потому, что для кого-то из осужденных, готовящихся к освобождению (если даже не брать в расчет вопросы веры), начинать новую жизнь после отбытия срока лишения свободы в монастыре, является определенным выходом из предстоящих проблем – отсутствия жилья, разорванные связи с родными, низкий общеобразовательный и профессиональный уровень. Монастырь может дать крышу над головой, обеспечить минимальные бытовые условия, накормить и оказать психологическую помощь в адаптации на воле.
В современной Русской Православной Церкви трудничество существует и как предварительная стадия перед принятием монашества / вступления в послушничество, и как особая форма духовного подвига, своего рода предварительного (само)испытания. С одной стороны, правила поведения для трудников, часто не такие строгие, как для послушников или лиц уже принявших постриг, а с другой стороны, трудник выполняет практически те же послушания внутри монастыря, что и послушник. Все это делает этап трудничества хорошим периодом испытания себя и проверки собственного желания в дальнейшем принять постриг и вступить в братию конкретного монастыря.
Одновременно с этим трудничество можно рассматривать и как самостоятельное духовное делание. В современной Русской Православной Церкви сложилась традиция трудничества (как кратковременного, так и долговременного) без дальнейшего принятия иноческого или монашеского пострига. Трудник в этом смысле слова отчасти вступает на монашеский путь духовного делания, но делает это на какое-то время и не в полной мере, не принося, в частности, каких-либо целожизненных обетов.