Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

«Страшна не бомбежка, страшно не доехать до ребят...»

17.12.2023

Григорий КУБАТЬЯН, интернет портал kp.ru (газета «Комсомольская правда», фото автора):

Протоиерей Виктор Иванов и имам Хамза Хазрат вместе ездят в зону СВО, чтобы духовно поддержать бойцов. Между ними нет разногласий, они - как живой символ многонациональной страны. Вместе ночуют в блиндажах, вместе под обстрелами. Оба из Башкирии. На передовой - и у военных из республики, и в других частях. Им везде рады, а они неприхотливы - живут в тех же условиях, что и солдаты. Расстилают коврики и спальники, смотрят, чтобы не было змей. Возвращаются на родину, отдыхают, и обратно на передовую. Со священниками я встречаюсь на Международной выставке-форуме «Россия» у стенда Башкирии на ВДНХ. Они только-только из поездки к солдатам.

«У нас мусульмане, христиане, атеисты с одного котла едят. И мы с батюшкой в одном вагончике живем», - говорит Хамза Хазрат. Невысокий, с седой бородкой, в аккуратной черной чалме он похож на Хоттабыча. Или на мудреца в камуфляже.

«Как получилось, что стали ездить вместе?» - интересуюсь я.

«Про батюшку я слышал еще до СВО. А он обо мне, деревенском мулле, не знал. Познакомились, когда у нас формировали первый Шаймуратовский батальон добровольцев».

Узнав, что в армию ищут духовников, Хамза пришел к верховному муфтию и попросился. Были сомнения: все-таки мулле за 60, хорошо бы послать кого помоложе. Но другого быстро не нашли, отправили его.

«А я с 2014-го ездил в Донецк и Горловку», - вспоминает отец Виктор. – «Когда началась СВО, мы повезли гуманитарку. Но тут позвонили: формируется батальон, нужен духовник. Я - священник, но в душе - русский офицер. Если Родина скажет, я поеду».

Выезжаем через 10 минут

Отец Виктор высок и широкоплеч. Служил в ВДВ. Несмотря на тяжелый крест на груди, бережно хранит берет десантника.

«Мужчина рожден защищать!» - утверждает батюшка. – «Некоторые говорят: православие - религия слабых. Нет! Это религия воинов. Как и ислам. Мужчина в семье - священник, учитель, кормилец и воин. Сейчас воин стоит на первом месте. Как пел Высоцкий: «Если Родина в опасности - значит всем идти на фронт».

У духовных отцов есть куратор. Это первый вице-премьер Башкирии Азат Бадранов. В прошлом году он ушел воевать добровольцем, чем всех удивил (немногие чиновники подобного ранга идут на такой шаг). Сейчас занимается помощью военным.

Ситуация на передовой часто меняется. Меняются и маршруты. Приходит сообщение: «Отцы, выезжаем через 10 минут». Значит, собирайся и выезжай.

Отцов Виктора и Хамзу закрепили за двумя батальонами - Шаймуратовским и Доставаловским. Потом они стали навещать мобилизованных. Батальон Салавата Юлаева, полк «Башкортостан»... Ездят по всем 4 новым регионам России.

«Наша республика считается мусульманской, но порой в подразделениях христиан больше», - говорит Хамза. – «Иногда нужно из Луганска в Запорожье проехать - огромное расстояние, два дня по разбитым дорогам. Украина ими 30 лет не занималась. Хорошо, наши ремонтировать начали».

«Что делаете, когда приезжаете на передовую?» - спрашиваю я.

«Раздаем религиозные шевроны, говорим: «Господи, благослови вас!» - рассказывает отец Виктор. – «Бывает, приедешь к бойцам, а они только вышли из тяжелого боя. Ты говоришь-говоришь, а что скажешь?! Я тогда просто сажусь рядом, обниму бойца, и мы молча сидим. Чтобы его боль мне передалась, а мое спокойствие – ему».

«Я молитвенник даю, шевроны с полумесяцем. С радостью берут», - говорит имам.

«Иконки, молитвословы, флаги со Спасителем», - перечисляет отец Виктор. – «Часто просят: дайте на подразделение флаг».

«Бывает, приедешь к бойцам: у них висит российский, башкирский, христианский и мусульманский флаги. Четыре флага сразу!» - восклицает Хамза.

Мужики, слушайте меня!

«Люди приходят к вере и становятся сильнее», - продолжает отец Виктор. – «Я сам к вере пришел в армии. Готовился стать офицером, а стал священником. Но у меня все трое детей с парашютом прыгали. Мальчишки умеют стрелять из пистолета. Дочка научилась прием «вертушка в голову» делать в прыжке».

«Сколько дочке лет?» - удивляюсь.

«Уже замужем барышня, 25 будет».

«С такой женой лучше не спорить…»

«У нее муж десантник», - смеется батюшка. – «Высокий, здоровый. Все нормально».

 В 2002 году отец Виктор основал православное военно-патриотическое объединение «Александр Невский». Готовит ребят по профилю ВДВ - прыгают с парашютом, стреляют, метают ножи, топоры, саперные лопатки. Изучают боевое самбо и основы выживания. Как говорит отец Виктор, СВО - это 7-я горячая точка, в которой участвуют его воспитанники.

«Я даже когда со студентами общаюсь, говорю: «Ребята, вы должны владеть оружием», - рассказывает батюшка. – «Педагоги-женщины возмущаются: «Что вы, так нельзя!» А я говорю: «Мужики, слушайте меня». Из сумки нож достаю, показываю. «Вы должны владеть им, но пусть он вам никогда не пригодится». Парни должны знать и пистолет, и автомат. Уметь за себя постоять. Вот говорят: православие - это щеки подставлять. Вы что! Наоборот, это пример силы. Если тебя ударили, ты упал и заныл - значит слабак. А если упал, но встал, значит, сильный! С тобой Бог».

«Бывает, что бойцы не хотят общаться?»

«Бывает, приходят уставшие с боя», - серьезно отвечает отец Виктор. – «Если их хорошо потрепало. Спрашивают мрачно: «Что, будете опять в бой поднимать?» Мы поговорим немного и становимся друзьями. Они просят: «Машину освятите? У нас «Урал». Если разговор тяжело идет, я достаю гитару».

 За день Бог шесть раз спас

Отец Виктор сам пишет и поет о войне. Еще он художник. Когда есть время, вынимает альбом, кисти. Рисует бронетехнику, портреты военных, фронтовые пейзажи.

«Мы не агитируем, а подсказываем, как выстроить отношения с Богом», - объясняет батюшка. – «А еще в семье. Я бойцам говорю, позвоните жене, скажите: «Милая, я тебя так люблю! Вот вернусь, мы с тобой демографию так поднимем! Родину умножим!» Все смеются. Мы с Хазратом все время шутим. Друг над другом тоже».

«Я даже заслушался батюшку», - вздыхает Хамза. – «И задумался. Телом я здесь, а душой - там. С бойцами».

«Бывало вам страшно?» - спрашиваю.

«Да…» - задумчиво говорит имам. – «В прошлом году на Каховской ГЭС. Там огромная плотина была. Длинная, высокая. По ней дорога без перил…»

«…Зигзагом», - подхватывает отец Виктор. – «Ехать пришлось ночью без фар. Быстро моргнул, увидел дорогу, запомнил. После резкого поворота наша машина влетела в яму. Хазрат следом ехал и тоже в яму влетел».

«Дергаемся, а выбраться никак», - продолжает Хазрат. – «Никто к нам подъехать не может. Запрещено».

«Дистанция - 100 метров. Потому что обстрелы», - поясняет отец Виктор. – «Это прошлой осенью было. Ехали на правый берег. Шаймуратовцы там стояли. Когда мы все же проехали, увидели, там две машины горят. Нам повезло. В тех местах священники погибли. Отец Анатолий погиб с татарского батальона, прилет был в бронемашину, в которой он ехал. И мы тогда тоже попали под раздачу. «Хаймерсы», «лепестки», коптеры - все было. За тот день нас Боженька шесть раз из-под смерти вывел! Меня немного оцарапало: в шею, в кисть попало».

«Боевое крещение батюшка получил», - усмехается Хазрат. – «Страшно было не на дамбе, не бомбежка. Страшно было не доехать до бойцов, не прочесть им молитвы. Погибнуть, не выполнив долг. Мы потерялись за Херсоном. Заехали куда-то - ночь, мрак. Дороги не знали. Чуть на украинские позиции не попали. Нам кричат: «Стой! Не туда!» Успели развернуться. Утром заправились, только уехали, этот заправщик разбомбили».

Крещение в мешках

«Отец Виктор, что за история была, когда вы крестили людей в пластиковых пакетах?» - спрашиваю.

«Ох! Мне хохлы такую рекламу сделали! Даже англоязычные издания перепечатывали», - хмыкает батюшка. – «Мы приехали на позицию в Запорожье. Бойцы хотели покреститься. Я спрашиваю: «Посуда есть, тазики?» Ничего не было. Спрашиваю: «Мешки есть?» Они: «Сейчас найдем». Приносят. А я-то понимаю, что это за мешки!»

«Неужели мешки для тел?»

«Да. Принесли ящик из-под боеприпасов. Туда постелили мешок. Налили воду из бутылок, получилась купель. На дерево икону Богоматери поставили. Так и крестил. Символично. В крещении умирает ветхий человек и рождается новый. Говорю им: «Вы крестились в мешках для погибших, а теперь в жизнь вечную выходите».

«Да, символично!»

«На Украине разнесли эту историю: смотрите, что творит русский поп! Еще случай был. Приехали к ребятам, а они жили в коровнике. Я их тоже крестил. Украинские каналы опять издевались. А я говорю: где Христос родился? В хлеву! И здесь после крещения новый человек рождается».

«Смотрю, у вас наградные планки…»

«Главная награда - от Господа!» - наставительно говорит Хамза Хазрат, и я отмечаю про себя, что он не сказал «от Аллаха». Господь един, и очень примечательно, что священник и мулла говорят на одном языке. – «Бойцы часто просят им намаз читать. Один раз парень подошел, попросил имя ему поменять на Махди. Стал молиться, дела его идут хорошо. Обстрел был сильный, а он выжил».

«Чудеса случаются», - говорит батюшка. – «Машину освятишь, она на мину наедет. Ее, как консервную банку, разворотит, а люди живы! Говорят: это потому что батюшка освятил. А я говорю: не я, это Бог спас. Его благодарите».