Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

О смертной казни

07.10.2020

В очередной передаче «Церковь и Мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала «Россия-24» Екатерины Грачевой. Один из вопросов напрямую связан с темой нашего сайта, и мы публикуем выдержку из этого интервью...

Е. Грачева: В городе Рыбинске Ярославной области произошло чудовищное преступление: 41-летний мужчина, если вообще его можно назвать мужчиной, изнасиловал и расчленил девочек 8 и 13 лет. Сейчас он предстанет перед судом. Почти одновременно с этим пришла новость из Нигерии. Почему я вспомнила в этой связи о Нигерии? Потому что там приняли закон, что насильников отныне будут кастрировать, а педофилов ждет смертная казнь. Известно, что и Вы, и Русская Православная Церковь едино выступают против смертной казни независимо от совершенных преступлений. Но, возможно, в чем-то мы можем взять пример с Нигерии? Может быть, действительно педофилов и насильников нужно кастрировать? Может быть, угроза этого как-то может их остановить?

Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь не выступает безоговорочно против смертной казни. В «Основах социальной концепции», нашем официальном документе, говорится, что решение об отмене смертной казни принимает государство в соответствии с тем уровнем преступности, который существует, и в соответствии со своим видением того, как правоохранительная система может воспрепятствовать совершению преступлений. В Ветхом Завете, например, существовала смертная казнь. Даже Иисус Христос не призывал к отмене смертной казни, Он вообще не был социальным реформатором. Но в том же документе говорится и следующее — позиция Русской Православной Церкви такова, что там, где это возможно и где смертная казнь отменена, Церковь это приветствует, потому что казнь не может служить средством исправления, и казнь не должна превращаться в средство возмездия. Это первое, что я хотел сказать.

Второе касается наказания насильников. Я думаю, что насильники такого рода должны подвергаться пожизненному заключению, они должны быть изолированы от общества, чтобы никогда в дальнейшем они не могли совершить таких чудовищных преступлений.

Третий вопрос — брать ли нам пример с Нигерии? Я не думаю, что это та страна, с которой нам надо брать пример. В том штате Нигерии, где введены эти законодательные нормы, действует шариатский закон. Действительно, в Нигерии очень высокий уровень насилия. Там власти фактически не справляются с насилием, которое совершается практически повсеместно, поэтому власти некоторых штатов вынуждены принимать экстраординарные меры и вводить такого рода законодательные нормы. Но я не думаю, что это то, чему мы в России можем научиться у Нигерии.

Если говорить вообще о ситуации в Нигерии, то там происходят трагические события, происходит полномасштабное гонение на христиан. Там существует организация «Боко харам», которая ставит своей целью физическое истребление христиан. Они нападают на целые деревни и выжигают их, они насилуют и убивают людей, и власти, к сожалению, очень мало способны повлиять на эту ситуацию.