Православный благотворительный фонд "Инок"

помощь православным общинам тюремных храмов 

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Церковный вестник

- Мой друг некрещеный. Можно ли за него молиться?

- Молиться дома и в храме на своей частной молитве можно и нужно за любого человека. Принимать таинство крещения или нет - личный выбор каждого. И Церковь этот выбор уважает. Но подавать записки о здравии и/или упокоении для общей церковной молитвы можно только за крещеных в православной вере. Тем не менее, вы можете попросить священника помолиться о ваших некрещеных ближних на его личной молитве.

- Я подал в нашем тюремном храме записку о здравии, а мне ее вернули, мол, не так написал...

- Не нужно на это обижаться. Для подачи записок "О здравии" и "Об упокоении" существуют некоторые правила, которые проистекают из практики и логики церковного служения. Другое дело, что вашу записку нужно было не вернуть, а помочь вам ее переписать:

  • В записках указываются только имена. Не пишут фамилии, отчества, степень родства и так далее. При этом имя пишется полностью в родительном падеже (Сергия, Михаила, Ксении, Ирины...) Так,например, и мы не можем помолиться за жертвователей Фонда, если они не указывают свое имя.
  • Обратите внимание на то, что писать нужно то имя, которое дано человеку при крещении. Случается, что дома (или в паспорте) юноша зовется Робертом, а крещен он был именем Роман. Дело в том, что в Русской Православной Церкви существует традиция называть при крещении только теми именами, которые есть в Святцах, то есть в перечне православных имен.
  • Не подают записки за тех, кто не крещен.
  • Имена в записке должны быть написаны разборчиво.
  • Если у вас в тюремном храме по какой-либо причине нет возможности подать записку о здравии или об упокоении, сделать это можно и на нашем сайте, перейдя по ссылке на эту страницу.

- Я хотел поставить в храме шесть свечей, а служитель храма сказал, что это много... Разве не мое право решать, кому, почему и сколько свечей ставить?

- Конечно, ваше право. В "вольном" храме подобный вопрос, естественно, не мог бы возникнуть. В тюремном же храме иногда служители действительно просят верующих ограничить количество свечей, которые они ставят. Это объясняется тем, что не всегда в тюремном храме свечей в достатке. Какое-то количество свечей привозят священники, окормляющие храмы. Какое-то - родственники осужденных. Но никто этого делать не обязан и какого-то централизованного снабжения тюремных храмов свечами не существует. Отсюда и проблема. Впрочем, проблема ли это, давайте разберемся.

Православная традиция ставить свечи имеет два значения.

Во-первых, свеча - символ молитвенного горения перед Богом, его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Горящая свеча - видимый знак, который выражает горящую любовь, благоговение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоговения, то свечи не имеют значения. Внешнее действие должно обязательно сопровождаться молитвой. Пусть самой простой, своими словами, но это обязательное условие!
Во-вторых, свеча - это жертва Богу. В древние времена в качестве жертвы люди приносили в храмы для их содержания плоды своего натурального хозяйства (хлеб, овощи, масло, воск для свечей). Постепенно обычай такого материального жертвования части своей собственности трансформировался в приобретение за деньги (то есть все той же части своей собственности) свечей, которые ставились, чтобы сгореть безвозвратно. В тюремном храме, где нет возможности оплатить свечу, этот смысл несколько теряется.

Возвращаясь к заданному вопросу, я бы посоветовал не обижаться на служителя, а поинтересоваться у него, как обстоит дело со свечами в вашем храме? Сколько свечей необходимо храму ежемесячно и сколько реально поступает? Возможно и вы, через ваших родных и близких, сможете помочь свечами себе и другим верующим. Поверьте, было бы в вашем храме свечей в достатке, никто бы вас не ограничивал.

И позволю себе повториться, ставя свечи, не забывайте про молитву - лучше с молитвой поставить одну свечу, чем бездумно подпалить десяток.

стр. 1, стр. 2, стр. 3


Поиск в православном интернете: