Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

В защиту Православных священников

07.10.2021

Фото из личного архива о.Георгия

Фонд «Инок» не против критики как таковой. Если она конструктивная и обоснованная. Беда в том, что критика в адрес Русской Православной Церкви и ее служителей, которой достаточно на просторах интернета, в большинстве своем, мягко говоря, не объективная, а подчас вообще напоминает агрессивные злобствования «эпохи развитого социализма».

В среде священников не принято реагировать на грубые выпады в свой адрес в интернет пространстве. Мы не уверены, что это правильно, и с тем большим удовлетворением хотим предложить посетителям сайта Фонда «Инок» мнение настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы (с. Раздольное Ставропольского края) протоиерея Георгия Угрюмова, которое он изложил в аккаунте прихода в социальной сети Instagram и озаглавил «В защиту Православных священников»: ...

В свете последних многочисленных скандалов во ФСИН, некоторые пытаются и здесь опорочить РПЦ и приписать ей множество грехов в направлении работы с заключёнными.

В свое время, я, будучи молодым и не то что малоопытный, скорее вовсе неопытным и зелёным, по благословению начальства посещал разного рода места заключения. Конечно в качестве студента семинарии (не один, а с наставниками священниками) и затем уже священнослужителя.

И сегодня, общаясь со многими батюшками, которые окормляют "места не столь отдаленные", хочу сказать свое слово в защиту их деятельности.

Заходя на территорию, попадаешь в совершенно иной мир и наверно не столько на это влияет решетка, колючая проволока или автоматчики, сколько совсем иные взгляды тамошних обитателей, которые с порога, уже высверливают тех, кто пришел.

Идёшь по территории, конфузишься, мысли об одном: скорее бы переступить порог святого храма, который там построили те же заключённые.

А вот и храм! У порога тебя встречают несколько человек, с горящими глазами, которые наконец дождались батюшку.

Входишь, молишься, и тут уже не ощущаешь ничего того, что говорило бы, о местах заключения, тут родная стихия, тут Благодать. Только одежда осуждённых, их лысые макушки дают о себе знать.

Каждая такая встреча проходит с трепетом в душе, что я, молодой, чем я, такой зелёный, могу сказать этим матёрым (хотя такие встречаются на молитве, увы не так часто), мужикам, жаждущим, как многие хотят думать, только крови.

Каждый ошибается, каждый получает своё наказание или вразумление. Им Господь дал свой путь исправления (очень на это хотелось бы надеяться).

Проводя время с ними, и исповедь принимал, понятное дело, что когда мы стеснены, без своей воли живём, посажены в клетку, то исповедь в такие моменты намного горячее.

Были и просто разговоры, беседы. Такие же улыбки, такие же надежды, но наверно немного другие мечты.

Убийцы, воры, насильники - кажется там им и место, разве не так? Так, но Господь каждому даёт шанс на исправление, КАЖДОМУ!

Будь человек на воле, зашёл бы в храм? Взял бы в руки книгу и тем более Евангелие? Стал бы вникать, среди своей повседневной суеты о чем-то "бесконечно вечном"?

А тут стал. И не только взял, а читает, изучает, больше меня грешника, уже знает, но спрашивает, интересуется. Почему? Потому что там, он живёт Этим. Старается даже там, где его воля подавлена, жить по Заповедям. Пробует. Получается? Нет, не всегда и не у всех. Но есть желание.

А есть те, кто ненавидит ещё больше, жаждет крови ещё больше, и думать не думает об исправлении, жаждет вернуться на свободу, чтобы снова прожигать жизнь в мести, ненависти и злобе.

Разве первые, сразу приходят там к Богу? Нет конечно. Долгий путь, длинною в жизнь, которым ведёт их Господь к покаянию, зачастую остаётся вне сердца.

Но те, кто пришел, разве они не заслуживают помощи, поддержки как моральной, так и духовной?

Так вот, священники там работают, молятся с ними и за них, чтобы человек понимал, куда ему идти дальше. Зачем и как ему жить. Что исправить. От чего отказаться, а что приобрести.

В моей практике был случай. Пришел человек, посредник и сказал: батюшка, я от имени N, хочу оказать посильную помощь храму. Я, в жизни видевший много чудес, был поражен тому, что услышал в ответ на вопросы, что, кто, как и откуда и главное зачем.

И вот, примерно, попытаюсь пересказать ответ.

В свое время, человек пошел, как принято говорить не той дорогой, плохая компания, дурные дела и т.п. Понятное дело, что всё это не довело до хорошего, а привело к осуждению и сроку.

Проведя там время, человек задумался, стал больше размышлять и выйдя, нашел работу, и стал часть от зарплаты отдавать, в счёт искупления нанесенного в свое время разным людям вреда.

Понятное дело, что у нас нет в Православии такого вида искупления, как индульгенция, где за деньги тебе прощает Бог сотни, а то и тысячи грехов на сто лет ещё и вперёд. Но само поведение человека, говорит о том, о чем говорит нам Священное Писание в Евангелии от Луки: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» /Лк.19:8/.

Видел я, освобождающихся, идущих уже по пути Спасения. Видел и метающихся. Видел и падающих.

Знаю только, что каждый священник, посещающий тюрьмы, лагеря, колонии, становится более задумчивым и зачастую более молчаливым. Отчего это так? Да от того, что своими силами, там, за колючей проволокой, ничего не изменишь. Тут нужна сила свыше, которая даётся, только при условии молитвенности священнослужителя. А они (священники), посещая "в темнице заключённых", уже не могут по-другому, иначе нельзя, да и не получится.

Посмотрите хоть раз, в глаза тому батюшке, который ходит по тюрьмам. Почти в каждом городе, такие есть. И прежде чем голословно, поддаваясь интернетным кликушам, осуждать, поговорите с таким батюшкой. Уверен, он вам расскажет много интересного, полезного и поучительного. Но возьмёт он это даже, не из книжек, а из человеческих душ, сердец и дорог, которыми идут осуждённые.

Бог вам в помощь, дорогие батюшки, и все, кто трудится, спасая душечки в темнице заключённых, исполняя призыв Спасителя: "в темнице был, и вы пришли ко Мне" /Мф.25:36/.