Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Кампания против вакцинации режиссируется из-за рубежа

07.12.2021

4 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой. Обе темы, поднятые в беседе, кажутся Фонду «Инок» крайне важными, и мы убедительно просим посетителей сайта познакомиться с мнением митрополита Илариона...

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Каждые выходные мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Сразу несколько регионов с 1 декабря ввели у себя системы QR-кодов в общественных местах и на транспорте, первой была Республика Татарстан. В Казани не все с пониманием отнеслись к этим ограничениям, многие не могли попасть на работу. Стало очевидно, что не готова система транспорта, потому что она фактически была парализована. А пост Вячеслава Володина в телеграмм-канале, который был посвящен QR-кодам, поставил рекорд в этом мессенджере: миллион просмотров и 700 тысяч комментариев, при этом не все — лицеприятные.

Как Вам кажется, можно ли проигнорировать такой общественный резонанс: неготовность людей к введению QR-кодов?

Митрополит Иларион: Мы уже целый год хлопочем о том, чтобы не вызвать неудовольствие у «антиваксеров», которые не хотят прививаться, выступают против вакцины и QR-кодов; которые хотят, будучи непривитыми, при этом иметь доступ в рестораны, в общественные заведения. Мы очень хлопочем о том, чтобы эти люди не выражали своего недовольства, но они все равно недовольны, потому что такова, видимо, природа этих людей, таково их умонастроение.

При этом мы ежедневно теряем более тысячи человек в день уже в течение многих недель — это устрашающие цифры. Так можем постепенно потерять все наше народонаселение, а давайте не будем забывать о том, что за пределами нашего Отечества есть силы, которые очень заинтересованы в том, чтобы мы постепенно повымирали и нашу землю можно было забрать. Как говорил еще император Александр III: «Нашей огромности боятся все», и эту огромность хотят разрушить внешние силы.

Я глубоко убежден в том, что и вирус к нам попал неслучайно, и эта активная кампания против вакцинации, OR-кодов и любых мер по защите нашего народонаселения, которая ведется на просторах интернета и в Telegram-каналах, тоже режиссируется из-за рубежа. К сожалению, многие наши граждане, может быть, сами того не сознавая, становятся орудиями в руках этих сил.

Е. Грачева: Вячеслав Володин в своем посте аккуратно подводит к теме QR-кодов и необратимости их введения в стране. По его мнению, начать нужно с самих себя, например, с депутатов Государственной Думы. Очевидно, Госдума готова пойти на этот шаг. А Русская Православная Церковь готова была бы пойти на этот шаг, начать с себя и ввести QR-коды, например, для того, чтобы попадать на службы?

Митрополит Иларион: Я не готов отвечать за всю Русскую Православную Церковь, потому что официальную позицию я готов высказывать только по вопросам внешней церковной деятельности, которая относится к сфере моей компетенции. Но я готов высказывать свое мнение по этому вопросу, и моя личная позиция, которую я не скрываю и многократно озвучивал, заключается в том, что мы должны принять все меры, причем экстренные и экстраординарные, чтобы защитить жизни людей.

Об этом, кстати, не только я говорю. Если не верите мне, спросите митрополита Тихона (Шевкунова), у которого мама работала в НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Он хорошо знает, что такое вакцинирование, как производятся вакцины, и активно призывает к вакцинации населения. Так же, как и я, как и председатель Государственной Думы РФ, который решил опросить население, владыка Тихон получает множество негативных откликов. Но, я повторяю, помимо того, что у нас действительно высокий процент людей, которые не желают думать о других, а думают только о собственном комфорте, есть еще и те силы, которые руководят этой антивакцинной кампанией из-за рубежа.

Е. Грачева: Владыка, я слышу от прихожан критику в адрес Церкви: с одной стороны, ужесточаются требования, с экрана телевизора митрополит Иларион призывает всех вакцинироваться, при этом внутри самих храмов не соблюдаются элементарные меры предосторожности во время проведения служб, таинства причастия. Ведь большинство храмов сейчас под камерами, и это легко отследить. Руководство Русской Православной Церкви предпринимает какие-то меры для того, чтобы наказывать тех, кто игнорирует меры предосторожности? Я сейчас даже не говорю про вакцинацию.

Митрополит Иларион: Руководство Русской Православной Церкви принимает меры для того, чтобы наказывать тех, кто не соблюдает санитарные требования. Я не хочу называть имена, но когда в ряде монастырей проигнорировали санитарные требования, то последовали кадровые решения: наместники этих монастырей были отстранены от должности.

Но, к сожалению, я вынужден признать, что в целом ряде храмов и монастырей санитарные меры по сути соблюдаются формально или не соблюдаются вообще. Я думаю, что это серьезная проблема нашей Церкви, так же, как несоблюдение санитарных мер и нежелание их соблюдать — это проблема нашего общества в целом. Давайте не будем забывать, что Церковь является неотъемлемой частью общества. У нас в Церкви примерно такие же настроения, как и в обществе в целом. Если можно говорить о том, что в обществе очень значительный процент людей, которые выступают против вакцин, не хотят соблюдать санитарные меры, то и в Церкви, конечно, тоже очень значительный процент таких людей.

Е. Грачева: К сожалению, да. Большинство моих знакомых, купивших себе сертификат, — это люди воцерковленные. Даже знаю священников, но не буду называть имен.

Владыка, общественность и Государственную Думу на днях взбудоражил инцидент с депутатом Государственной Думы от КПРФ Валерием Рашкиным, который на охоте (она была при этом нелегальная) убил лося. Иными словами, имеем незаконное убийство животного. История получила продолжение, когда Следственный комитет выдвинул обвинение, и по этой статье ему грозит до пяти лет лишения свободы. Как Вы относитесь конкретно к такому суровому наказанию для Валерия Рашкина, и вообще (мы редко поднимаем эту тему) как лично Вы относитесь к охоте на животных?

Митрополит Иларион: К охоте я отношусь отрицательно. Я считаю, что охота допустима только в том случае, когда необходимо регулировать популяцию животных в лесах или заповедниках, но для этого существуют специалисты — егеря, которые имеют на это право и должны это осуществлять по заданию соответствующих служб. Я думаю, что охота в качестве развлечения — это пережиток прошлого, нам надо от этого отказываться, и чем скорее, тем лучше.

Тем более, что в этой истории, например, депутат сначала говорил, что он увидел некий силуэт и принял лося за кабана. Я не охотник, но понимаю, что лось и кабан отличаются по размерам, по внешнему виду, и если охотник принял лося за кабана, то он же мог тогда и другого человека принять за кабана или лося и застрелить его? Мы знаем, что такие случаи происходят, особенно когда на охоте животное берут в кольцо и кто-то из охотников оказывается напротив другого охотника. Так появляются человеческие жертвы, потому что человек принимает другого человека за животного и убивает его. Не говорю уже о том, что имеют место случаи, когда люди убивают собственных родственников. Я знаю человека, который убил на охоте своего сына, приняв его за животное. Поэтому, конечно, это опасное и совершенно ненужное развлечение, которое следовало бы запретить.

Если говорить об этой истории [с депутатом В. Рашкиным], то там очень много неувязок: сначала депутат говорил, что он вообще никого не убивал, а нашел мертвую тушу, потом стал говорить, что принял лося за кабана. Одним словом, было очень много лжи.

Надо сказать, что для коммунистов это вообще свойственно, потому что ложь — это один из методов, который они использовали постоянно. Коммунисты на лжи пришли к власти в 1917 году, когда они наобещали много всего, что землю отдадут, все люди обогатятся, а потом всех раздели, разули, оставили голодными, раскулачили, расказачили, репрессировали. А сегодня лидеры коммунистов говорят нам, что не надо зацикливаться на этих трудных страницах истории, что Ленин призывал внимательно относиться к Церкви, а Сталин вообще дал Церкви свободу, и только Хрущев был такой негодяй, который не оценил потенциал Церкви. Говорят, что коммунисты всегда с уважением относились к Церкви. Но есть исторические данные и цифры, есть новомученики. Мы более двух тысяч новомучеников канонизировали только по именам, а общее число репрессированных — это миллионы людей, чьи кости лежат на Бутовском и других полигонах.

Зачем же лгать людям в глаза? Зачем рассказывать всякие небылицы? Давайте честно скажем, что коммунистическая идеология себя показала в действии. Когда коммунисты были у власти, сначала был красный террор, затем большой террор, потом массовые репрессии. Когда коммунисты в оппозиции, они безопасны, но если они придут к власти, давайте не будем питать иллюзий: все это может повториться.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. [...]

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru