Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Евангелие Достоевского и Тайна Богоматери

08.06.2021

В год 140-летия со дня кончины и 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского в Издательском доме "Познание" вышла новая книга председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Евангелие Достоевского»...

Достоевский — один из самых сложных для понимания русских писателей. Как никто другой, он заставляет читателя размышлять, ставя вопросы и не давая на них прямые ответы. И Евангелие — один из ключей, при помощи которых открывается миросозерцание Достоевского. А его сочинения, в свою очередь, могут для кого-то стать ключом к открытию Евангелия. Название книги имеет двойной смысл. Речь в ней пойдет не только о том Евангелии, которое всю жизнь читал Достоевский, но и о том, которое он писал. Ибо его творчество было «благой вестью» для русского народа — пророческой и апостольской вестью о спасении через Христа. Евангелие Достоевский воспринимал очень лично, через призму своего собственного опыта. И промыслом Божиим ему суждено было стать пророком, возвещающим евангельские истины и в XX, и в XXI веке.

«Тайна Богоматери» — новый обширный исторический труд митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) об истоках и истории почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии вышел также в Издательском доме "Познание". В своей книге митрополит Иларион обращается к самым истокам почитания Богородицы в православной традиции и показывает исторические корни этого почитания на основе многочисленных источников, включая Новый Завет, апокрифическую литературу, сочинения отцов Церкви, литургические тексты, иконографию. Тайна Богоматери не сразу раскрылась Церкви. В течение первых четырех веков встречаются лишь отдельные упоминания о Ней, и даже в IV веке, когда христианство выходит из катакомб и повсюду начинают строиться храмы, устанавливаются новые церковные праздники, образ Божией Матери продолжает оставаться в тени. При этом крепнет Ее народное почитание, которое выражается в том числе в присвоении Ей необычного наименования — «Богородица». Никто не знает, откуда оно возникло, но очевидно, что оно не было изобретением богословов. Но когда в V веке Несторий покусился на это имя, ставшее священным для миллионов верующих, Церковь встала на защиту этого Ее именования, а вместе с тем встала на защиту Самой Богородицы. Начался процесс осмысления Ее роли в деле спасения человечества, и оказалось, что эта роль гораздо значительнее, чем могло казаться предыдущим поколениям. С этого момента начинается неуклонный рост почитания Божией Матери: появляются праздники в Ее честь, входят в церковное сознание события Ее жизни, в Ее честь строятся храмы, пишутся иконы, создаются богослужебные гимны. Православное христианство немыслимо без почитания Богоматери: «В самом деле, какое глубокое и всестороннее изменение произошло бы во всей нашей религиозной жизни, если бы удалить из нее все те мысли, чувства, переживания, мироощущения, которые связаны с почитанием Богоматери, с живым, опытным знанием Богоматериного присутствия в мире. Христианство с одним Христом, но без Богоматери, — это есть в сущности какая-то другая религия, чем Православие». Церкви понадобилось несколько веков, чтобы в полной мере осознать тайну Богоматери. И сегодня каждый православный христианин через молитву и участие в богослужении, через приобщение ко всему строю церковной жизни имеет возможность открыть для себя эту священную тайну.

Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru