Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Правозащитная организация и Русская Православная Церковь

29.07.2016

Исправительные учреждения были, есть и будут закрытыми территориями по сути своего предназначения – на основании решения суда изолировать граждан от общества. Строго органичен и регламентирован Законом доступ в колонии «вольных» граждан. Если не считать сотрудников уголовно-исполнительной системы, тех, кто имеет доступ в колонии, можно пересчитать по пальцам одной руки...

Причем эти «пальцы» растут в основном из правоохранительной «руки» - в Ставропольском крае, например, даже Уполномоченный по правам человека является бывшим прокурором, что на наш взгляд является нонсенсом.

Физическая и организационная обособленность исправительных учреждений и создает предпосылки для нарушения гражданских прав заключенных. Вывод этот сформировался у Фонда «Инок» в ходе реализации двух правозащитных проектов «Звонок бесплатный» и «Осужден, но гражданин», получивших государственную поддержку в соответствии с распоряжениям Президента РФ и на основании конкурсов, проведенных Движением "Гражданское достоинство" (№№ 5/2014/2 и 11/2015/1). Именно по этой причине Фонд «Инок» последовательно и настойчиво добивался права посещать колонии и встречаться с заключенными. Добившись такой возможности, мы поняли, что кроме Фонда «Инок» свободно посещают колонии и встречаются с заключенными только священники, окормляющие православные тюремные храмы. И именно священники Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) могут и должны стать эффективными союзниками Фонда «Инок» в реализации проектов, направленных на защиту гражданских прав заключенных.

Несмотря на объективные и субъективные сложности, еще имеющиеся в тюремном служении, священники Ставропольской и Георгиевской епархий относительно регулярно посещают 9-ть исправительных колоний Ставропольского края. Если не говорить о строго церковной задаче, стоящей перед священниками, они имеют возможность личного общения с заключенными. (Речь, естественно, не идет о Таинстве Исповеди).  Происходит это, как правило, без присутствия сотрудников колоний. К священникам в первую очередь идут заключенные со ВСЕМИ своими проблемами – и личными, и связанными с общим положением заключенных в конкретной колонии. В результате, священники имеют то, что называется оперативной информацией из первых рук.

Церковь пользуется практически непререкаемым авторитетом как в среде заключенных, из которых по опросам Фонда «Инок» более 80 процентов считает себя православными, так и среди сотрудников исправительных учреждений. И это авторитет не только самой структуры РПЦ, но и каждого священника в отдельности. Многие из священников окормляют тюремные приходы по 10 и более лет, хорошо знают сотрудников и членов их семей (в основном колонии расположены в сельской местности); знают большинство заключенных, со многими поддерживают связь и после их освобождения. Большинство священников входят в Комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания при исправительных учреждениях. От их мнения зависит, переведут ли осужденного в облегченные условия отбывания наказания, рекомендуют ли предоставить условно-досрочное освобождение и многое другое.

Отмечая все положительные моменты присутствия Церкви на территории исправительных учреждений, Фонд «Инок», к сожалению, столкнулся с мнением некоторых священников о том, что защита прав заключенных не входит в их пастырский долг. «Мы не должны вмешиваться в дела светских властей», - прямо  сказал в беседе с сотрудниками Фонда «Инок» один из священников, мы, мол, призваны выполнять только богослужебные функции (простите за перевод церковной терминологии на мирской лад).

Встречаясь с правящими архиереями Ставропольской митрополии, мы поняли, что вышеуказанное мнение бытует только в среде рядовых священников. И в том, что это мнение нужно менять, сошлись и сотрудники Фонда «Инок», и руководители епархиальных Отделов по тюремному служению. Тем более, что для этого имеется и нормативная база, с которой, видимо, не все священники хорошо знакомы. Думается, будет полезно процитировать некоторые положения из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [13-16 августа 2000 г. – Фонд «Инок»], излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений[…] отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством[…] устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами».

«Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий[…] отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей».

«Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству[…] В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях».

«Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп [выделено нами – Фонд «Инок»]. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций».

Столь длинные цитаты приведены по двум причинам. Во-первых, показать, по какому направлению стали развиваться взаимоотношения Фонда «Инок» со священниками Отделов по тюремному служению Ставропольской митрополии. Были проведены совместные семинары; совместно была подготовлена правозащитная брошюра для заключенных-верующих; встречи с заключенными стали проводиться так же совместно; разработан и утвержден совместный план работы. Индивидуальные формы сотрудничества с конкретными священниками тюремных храмов в сочетании с коллективными мероприятиями Фонда «Инок» с Отделами по тюремному служению позволили выйти на качественно новый уровень взаимодействия ННО и региональных структур РПЦ в деле защиты гражданских прав заключенных.

Во-вторых, мы приводим цитаты и для тех ННО, у которых такое взаимодействие с епархиями РПЦ еще не сложилось. Выходя на конструктивный разговор с представителями Церкви, ННО нужно не только преследовать собственные цели, но и понимать, какова социальная концепция Русской Православной Церкви и, если кто-то из священников о ней забыл, не стесняться об этой концепции напомнить. Напомнить Святое Евангелие: «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (от Матфея 25:36).