Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Осужденный выбирает священника

22.03.2017

Фонд «Инок» уже рассказывал о введении института тюремных капелланов для некоторых православных храмов, расположенных на территории исправительных учреждений. Перспектива распространения такого опыта на все исправительные учреждения России обсуждалась в частности в Москве в храме Христа Спасителя на Рождественских чтениях 2017 года...

...Там же говорилось и о возможности объединения тюремных храмов, территориально расположенных в пределах одной епархии, в отдельные церковные округа – благочиния. Высказанные на Рождественских чтениях доводы «за» эти инициативы звучат убедительно. Однако в некоторых епархиях успешно практикуется и другой подход к тюремному сужению.

На территории Георгиевской епархии (Ставропольский край) находится пять исправительных учреждений, в каждом из которых есть тюремный храм. История тюремного служения в епархии насчитывает уже более 20 лет. За последние же годы, с образованием отдела по тюремному служению, сложился собственный механизм епархиального тюремного служения. Этот механизм продиктован не только духовными потребностями осужденных, но и каноническими, юридическими, экономическими реальностями церковной жизни епархии. Используя накопленный опыт, священники, окормляющие тюремные храмы, постоянно находятся в поиске новых оптимальных форм работы с осужденными. Речь, конечно, не идет о богослужебной составляющей, которая не меняется в силу вероучения и пастырских задач Церкви. Совершенствуются организационные аспекты посещения священниками колоний, отрабатываются методы режимного взаимодействия с администрацией исправительных учреждений.

Так, еще в 2012 году в тюремном храме ФКУ ИК-6 (х. Дыдымкин), где вместе с настоятелем тюремного храма иереем Александром Романенко, имевшим на тот момент 10-летний опыт тюремного служения, стали регулярно служить молодые священники -  иерей Вячеслав Заев и иерей Александр Фоменко. Осужденные-верующие этой колонии сразу восприняли нововведение положительно. Прихожане тюремных приходов не просто ждут очередного визита священника, но порой болезненно воспринимают его отсутствие в оговоренные сроки или православные праздники. «Коллективное» же служение нескольких священников на одном тюремном приходе дает возможность и увеличить посещаемость тюремных храмов священниками епархии, и избежать объективных, но досадных для осужденных переносов визитов священников в исправительные учреждения. Теперь опыт тюремного храма ФКУ ИК-6 распространен на все исправительные учреждения – колонии №№ 3, 4, 7 и 8, расположенные на территории Георгиевской епархии.

Во время очередного визита в тюремный храм ФКУ ИК-3 (с. Краснокумское) иерей Димитрий Воротнев, руководитель епархиального отдела по тюремному служению представил осужденным-верующим еще одного, третьего священника, который теперь будет окормлять прихожан этого храма. После совместного молебна священники передали осужденным православную литературу – традиционный подарок к Дню православной книги от правящего архиерея Георгиевской епархии, владыки Гедеона. Отец Димитрий рассказал осужденным, что с инициативой проведения подобного праздника выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25 декабря 2009 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о мерах по дальнейшему расширению церковной проповеди через книгу. Решением Синода было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в свет 14 марта (1 марта) 1564 года. С 2010 года День православной книги проводится во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Прихожане получили к Дню православной книги Православные молитвословы и «Добротолюбие». Последняя является сборником духовных текстов православных авторов IV—XV веков, составленных афонским подвижником св. Никодимом Святогорцем и митрополитом из Коринфа св. Макарием Нотарасом. На греческом языке «Добротолюбие» было впервые опубликовано в 1782 г. На русский язык Добротолюбие переводил св. Паисий Величковский, первый перевод которого вышел в 1793 г. Впоследствии работу по составлению и дополнению сборника проводили великие русские святые епископы – Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.

Священники побеседовали с осужденными о Великом посте, который сейчас идет и будет продолжаться до дня Пасхи, о значении поста в жизни православных верующих, о необходимости молитвы и духовного очищения, без которых пост превращается в диету. В завершение встречи прихожанам тюремного храма было передано благословение Преосвященнейшего епископа Гедеона и его пожелание по-христиански провести дни Великого поста и подготовить себя к встрече Светлого Христова Воскресенья.

После посещения ФКУ ИК-3 мы поинтересовались у отца Димитрия Воротнева, считает ли он намерения создать тюремные благочиния и институт тюремных капелланов преждевременным?

«Я бы так категорично не ставил вопрос, - ответил отец Димитрий. - Отдел по тюремному служению Георгиевской епархии нашел свою, на наш взгляд, продуктивную организационную форму  работы с тюремными приходами. Эта форма основывается не на энтузиазме отдельно взятого тюремного священника. (Не забывайте, что священник за свое тюремное служение зарплаты не получает и из каких источников должен будет ее получать капеллан, для которого это будет единственное место служения, пока не понятно). Организация работы, практикуемая сегодня епархиальным отделом, с одной стороны, подкреплена административным ресурсом церковных округов (благочиний). С другой стороны, проистекает из присущей Русской Православной Церкви соборности, коллективизма».

«Говоря о том, что теперь в каждый тюремный храм приезжает не один, а несколько священников, нужно отметить еще один момент. На мой взгляд, положительный момент, - продолжил отец Димитрий. - У осужденных, особой категории верующих, людей с разными социальными и психологическими устремлениями, в тюремных храмах Георгиевской епархии появился выбор, перед кем из священников исповедоваться или кому в личной беседе высказать сокровенное. Для людей, лишенных свободы и лишенных выбора по большинству вопросов повседневной жизни, думается, появление выбора уже есть облегчение и шаг к новой жизни».