Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

О вакцинации и ёлке...

18.12.2020

В очередной передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. На наш взгляд, эти вопросы волнуют весьма значительное количество верующих и мы не могли не привести ответы на них...

[…] Е. Грачева: ВЦИОМ провел свежий опрос, он довольно любопытный. Жители России, согласно этому опросу, из всех институтов в стране большего всего поддерживают деятельность российской армии (77,9 процентов), на втором месте — Русская Православная Церковь (58,4 процентов), а затем правоохранительные органы (52,3 процента). Как Вам такое соседство в этом рейтинге?

Митрополит Иларион: Я прокомментирую только цифры, которые касаются Русской Православной Церкви. Я думаю, что Православной Церкви доверяют абсолютное большинство нашего населения, и это связано с деятельностью, которую Церковь ведет в течение многих лет. Православная Церковь занимается духовным просвещением нашего народа, ведет активную миссионерскую деятельность, социальную работу. Очень многие люди на своем собственном опыте убеждаются в том, насколько благотворно Православная Церковь влияет на их собственный духовный мир, на их семейную жизнь. Очень многие люди в нашем Отечестве имеют духовного отца — священника Православной Церкви, с которым могут посоветоваться, получить знания о религии, о духовной жизни. Это благотворное влияние Церкви, которое испытывают на себе люди, является причиной того, что у Церкви очень высокий рейтинг в нашем обществе.

Конечно, этот рейтинг был бы еще выше, если бы против Церкви не работали антицерковные силы, которые бывают особенно активны в Интернете и которые все, что бы ни делала Церковь, стараются извратить, преподать в ложном свете. К сожалению, некоторые люди становятся жертвами этой пропаганды.

Е. Грачева: В России началась масштабная вакцинация против коронавируса. Во всех регионах страны вакцинация бесплатная. Учитывая, что, по данным Русской Православной Церкви, за время пандемии умерли около 100 священников и епископов, будут ли в Церкви рекомендовать клирикам делать себе эту прививку?

Митрополит Иларион: Я не готов сейчас ответить за всю Церковь. Пока на уровне Священного Синода у нас такого обсуждения не было, но мы в Церкви постоянно говорим, что вакцинация должна быть добровольной, не должна быть принудительной. Каждый человек должен сам для себя принять решение, вакцинироваться или нет.

К этому я могу добавить от себя: на мой взгляд, лучше вакцинироваться, чем жить с постоянным риском заражения. На моих глазах за последние месяцы либо очень тяжело переболело, либо умерло большое количество людей. Я слышал о том, как коварно ведет себя вирус. Недавний пример: молодой священнослужитель, 37 лет, вполне, казалось бы, здоровый, без каких-либо сопутствующих заболеваний, заболел воспалением легких. Сначала у него было 10 процентов поражения легких, его положили в больницу, стали лечить антибиотиками. Спустя какое-то время было уже 35 процентов поражения легких. Потом его начали лечить более усиленно. Вроде бы болезнь пошла на спад, температура спала, сатурация восстановилась. Его уже должны были перевести из реанимации в обычную больничную палату, но в какой-то момент ему снова стала хуже, потом у него начали по всему телу отрываться тромбы. В конце концов он в ужасных мучениях скончался. Это лишь один пример, но таких примеров сейчас можно приводить сотни и тысячи.

Думаю, многие наши телезрители даже в своем ближайшем окружении знают подобного рода примеры, а кто-то сам перенес эту болезнь. Я считаю, что риски, которые сопряжены с заболеванием, несопоставимы с рисками, которые могут происходить от вакцинации, но еще раз повторю: это мое личное мнение.

Е. Грачева: Татьяна Голикова еще настоятельно рекомендует всем, кто желает привиться, в течение 42 дней полностью исключить спиртное. Как Вам кажется, владыка, это вообще реально в преддверии Нового года?

Митрополит Иларион: Хотел бы напомнить, что в нашей стране живут мусульмане, которые, если они следуют нормам своей религии, вообще не употребляют алкоголь. Если говорить о православных христианах, то в нашей религии нет запрета на алкоголь, но в то же время мы всегда призываем к умеренности в его употреблении.

Если говорить о конкретной рекомендации, насколько я слышал, в данном случае речь не шла о полном запрете на алкоголь, а говорилось, что нужно проявлять умеренность в его употреблении. Насколько мне известно, нет медицинских данных, которые бы говорили о том, что употребление алкоголя сводит на нет действия прививок. Опять же, это можно сказать только об умеренном употреблении, поэтому здесь рекомендации Церкви и органов здравоохранения в целом совпадают. […]

Е. Грачева: Владыка, лично мне еще всегда было интересно у Вас спросить про традицию устанавливать перед Рождеством и Новым годом дома елку, потому что у этой традиции в нашей стране сложная судьба. Еще в 1915 году, когда немецкие военнопленные установили в госпитале в Саратове елку, в этом усмотрели вражескую пропаганду и агрессию. Тогда Николай II елку запретил, его в этом поддержал отдельным постановлением Святейший Синод. Потом в советское время у елки тоже была сложная судьба: Ленин елку очень любил, а его товарищи по партии считали это буржуазным предрассудком и осуждали. Какое у Вас лично отношение к традиции ставить перед Рождеством елку и ставите ли Вы ее дома? Если да, то какую — живую или искусственную?

Митрополит Иларион: У рождественской елки, действительно, сложная и богатая история. Я где-то читал, что рождественские елки появились в России только в послепетровскую эпоху, что этот обычай пришел с Запада. Мы также должны помнить о том, что фигура, которая в советское время получила наименование Деда Мороза, изначально была фигурой святителя Николая. На Западе до сих пор к детям приходит на Рождество не Дед Мороз, а Санта Клаус, то есть святитель Николай.

Если говорить собственно о новогодней елке, то этот обычай стал универсальным и его совершенно не следует оспаривать. Более того, мы наши храмы на рождественское богослужение и в послерождественский период украшаем елками, то есть ставим елки перед иконостасом, в центральной части храма, и они служат таким устоявшимся символом Рождества, который напоминает нам о Божией милости и о том, что Бог присутствует в природе.

Я у себя дома, как правило, ставлю елку, ее наряжают игрушками. Я предпочитаю естественные елки, потому что вообще считаю, что искусственные деревья и цветы — это безвкусица. Но мне кажется, что елка еще имеет и объединяющий характер, особенно в семьях, где есть маленькие дети. Елка для них — центр притяжения, под елку можно положить подарки, которые они потом оттуда возьмут, вокруг елки можно водить хороводы. В общем, елка может оказаться очень полезной, чтобы в новогодние и рождественские дни укреплять семью, помогать всем членам семьи чувствовать себя единым целым. […]