Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

«Нарушений не выявлено»?..

16.06.2016

К сожалению, мы снова и снова вынуждены констатировать, что ответы на обращения Фонда «Инок», направляемые в некоторые подразделения ФСИН по жалобам заключенных, выглядят формальными отписками, мол, «нарушений не выявлено». И это при том, что в большинстве своем  Фонд «Инок» обращает внимание не на нарушение буквы закона, а именно на формализм в работе с заключенными.

Так, осужденный В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в своем обращении в суд на условно-досрочное освобождение некорректно сформулировал ходатайство. Ходатайство из суда вернули, осужденный переписал документ, ходатайство было удовлетворено. Но на три месяца позже. Возникает вопрос, почему сотрудники колонии, принимая ходатайство, не подсказали осужденному, как его нужно сформулировать?

Осужденный Д., отбывающий наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, подписал доверенность «неправильной» ручкой. В результате прошло еще три месяца, пока осужденному с воли прислали новую доверенность. И снова возникает вопрос, почему сотрудники колонии, передавая доверенность осужденному на подпись, не подсказали ему, что подписывать ее можно только синей шариковой ручкой?

Заблаговременно Фонд «Инок» обратился в УФСИН России по Ставропольскому краю по поводу празднования Светлого Христова Воскресения. К сожалению, вопрос, который мы озвучивали перед УФСИН, был решен в последний момент только после звонка Фонда «Инок» в ФСИН, где нас поняли и поддержали. Если бы не вмешательство Москвы, заключенные не получили бы пасхальные куличи к празднику. Законны ли были действия УФСИН? Официальный ответ УФСИН мы получили. Вот только уже после Пасхи...

То есть, с одной стороны, мы не можем обвинять сотрудников учреждений, что они игнорируют обращения Фонда «Инок» или действуют незаконно. Но, с другой стороны, по сути, такое «законное» отношение к нуждам заключенных выглядит как нарушение их гражданских прав.

Опыт общения Фонда «Инок» с заключенными и сотрудниками колоний свидетельствует о том, что существующие в исправительных учреждениях проблемы сегодня все больше переходят из плоскости юридической в плоскость морали и общечеловеческих отношений. Сотрудники забывают, что находясь в изоляции от общества, заключенный остается не только гражданином по закону, но и человеком по принципам морали – и светской, и религиозной.

Направляя обращения в вышестоящие инстанции, Фонд «Инок» не ждет от УФСИН «принятия мер» (в форме выговоров или чего-то подобного). Мы рассчитываем, что наши сигналы позволят провести работу с личным составом и изменить к лучшему социальный и морально-психологический климат в местах лишения свободы. Ведь если мы хотим, чтобы заключенный вышел на свободу законопослушным гражданином, его нужно не только охранять, но и поддерживать, помогать в решении любых вопросов (если они не противоречат закону), а не ставить в формальные рамки, которые в нашем случае, кстати, тоже могут трактоваться двояко.