Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Конкретно и откровенно

18.12.2016

В информации, опубликованной ниже, мы сообщали об итоговом пленуме Объединенной комиссии по тюремному служению Ставропольской митрополии, который прошел в г.Ставрополе в Управлении ФСИН России по Ставропольскому краю по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла 16.12.2016 г. Чтобы показать уровень обсуждаемых проблем, конкретность и откровенность дискуссии, мы публикуем ниже выступление на пленуме иерея Димитрия Воротнева, руководителя Отдела по тюремному служению Георгиевской епархии.

Иерей Димитрий Воротнев:

Сегодня на территории Георгиевской епархии действует четыре тюремных храма (в ФКУ ИК-3, 4, 6 и 7) и одна молельная комната (в ФКУ ЛИУ-8). Новый храм в ЛИУ-8 уже возведен и не сегодня-завтра он будет освящен и примет осужденных-верующих. Указами владыки Гедеона в каждый тюремный храм назначен настоятель, а в некоторых храмах служение несут по два-три священника. В епархии существует и Отдел по тюремному служению, который направляет и координирует служение священников на территории исправительных учреждений.

Отрадно отметить, что сегодня тюремное служение в Георгиевской епархии проходит при конструктивном взаимодействии священников, окормляющих приходы в исправительных учреждениях, и сотрудников Отделов воспитательной работы с осужденными всех колоний – ИК-3, 4, 6, 7 и ЛИУ-8. Более того, среди осужденных-прихожан, стоящих на молитве в тюремном храме, очень часто можно встретить и сотрудников учреждений, которые приходят на службы вместе с осужденными. Как сказано в Деяниях св. Апостолов (16:32-34): «И они [Павел и Сил] возвестили слово Господа ему и его домашним. В тот же ночной час темничный страж промыл им раны и сразу же был крещен, он сам и все домашние его. Он привел Павла и Силу к себе домой и накрыл для них стол. Вместе со всеми своими домашними он радовался тому, что поверил в Бога».

Русская Православная Церковь воспринимается работниками УИС как положительная и необходимая составляющая процесса ресоциализации осужденных. Священникам епархиального отдела не только не чинятся препятствия в осуществлении их пастырского долга, но и оказывается всемерное содействие. Это касается соблюдения в колониях режима посещения храмов осужденными; уборки и ремонта храмов; обеспечения храмов церковной утварью; организации катехизаторских курсов и многого другого.

«Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Св. Евангелие от Матфея 25:36). Эти слова Святого Евангелия являются не обсуждаемой основой тюремного служения. Но в практической своей деятельности главным вопросом, который стоит перед священниками нашего отдела, является вопрос для кого и для чего мы посещаем тюремные храмы, духовно окормляем приходы исправительных учреждений? Только если мы сами себе честно и объективно ответим на этот вопрос, мы сможем выполнить завещанную нам Господом миссию тюремного служения и не превратить тюремное служение в формальность, а тюремный храм в некий визуальный атрибут исправительного учреждения. Опыт священнослужителей отдела позволяет с большой вероятностью очертить три группы осужденных-прихожан, каждая из которых имеет свои особые черты и причины, открывающие осужденным дорогу к храму.

Во-первых, это, естественно, верующие, которые давно и искренне верят в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно хорошо знают православное вероучение, регулярно посещали церковь и до колонии. Для этой категории осужденных не существует выбора, посещать православный храм в исправительном учреждении или нет. И мотивация посещения тюремного храма у них совершенно определенная, не отличается от духовной потребности прихожан вольных храмов. Однако таких осужденных-прихожан в тюремных храмах относительно не много. Не более 20-25 процентов от общего количества.

Вторая группа – так же относительно небольшая (около 20 процентов) и к тому же не устойчивая. В нее входят осужденные, которые идут в храм потому, что им просто некомфортно в общежитии. Идут, чтобы где-то побыть наедине с собой; из любопытства и избытка свободного времени; возможно, чтобы укрыться от негативных проявлений криминального сообщества; случается, чтобы в прямом смысле погреться. Мотивация этих осужденных далека от веры. Даже втянувшись в жизнь тюремного прихода, представители этой группы достаточно редко становятся убежденными православными, продолжающими путь к Богу и на воле.

На наш взгляд самой большой (не менее 50 процентов прихожан тюремных храмов), третьей группой, являются осужденные, которые на свободе посещали храмы по праздникам, имеют некоторые начальные знания о вероучении, считают себя православными по рождению. Мотивацию посещения тюремного храма этой категорией осужденных условно можно было бы выразить словами самих прихожан – «на воле как-то времени на церковь не хватало»…

Конечно, появляются в тюремных храмах и осужденные, которых трудно отнести к одной из трех, обозначенных мной, категорий. Так, например, непременно захаживают в тюремные храмы разного рода протестанты, как они сами себя называют, а проще сказать – сектанты. Случаются попытки отдельных криминальных авторитетов взять тюремные храмы под контроль, использовать их в каких-то запрещенных целях. И так далее. Но общая тенденция остается неизменной во всех пяти колониях и основной упор в своем пастырском служении священники нашего отдела делают на учет потребностей и мотивов посещения храмов именно обозначенными мной тремя группами осужденных-прихожан.

Выделяя группы и анализируя разную мотивацию тех или иных осужденных-прихожан, нужно подчеркнуть и то, что всех их объединяет. Не принимая криминальную субкультуру, которая насаждается в исправительных учреждениях агрессивным меньшинством, разного рода «стремягами», «смотрящими» и «блатными», осужденные приходят к православным ценностям, которые они находят в тюремных храмах. Им  необходима духовная поддержка. Такая поддержка, которую в условиях лишения свободы и отсутствии контактов с родными и близкими, может дать только вера и Церковь. Каждый из осужденных идет к Богу своим путем. Но на этом пути все они ищут объяснения одним вопросам – что есть любовь к Богу, что такое хорошо и что такое плохо?

Опыт тюремного служения наших священников свидетельствует о том, что в исправительных учреждениях содержится очень много тех, кто совершил преступление не по злому умыслу, и, по сути, не является закоренелым злодеем. Миссия Церкви в тюремном служении не только в проведении богослужении, миссионерстве и социальном служении. Священник может и должен стать для осужденного-прихожанина опорой, советчиком. Тюремный священник обязан показать осужденному не только дорогу к храму, но и путь к христианскому исправлению и очищению. Путь к будущей законопослушной свободе.

«Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости; если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии» (Иов 36:8-12).