Благотворительный фонд "Инок"

оказание помощи православным общинам тюремных храмов

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."                         (Евангелие от Матфея 7:7)

Диалог завершен?

24.11.2019

В исправительных учреждениях нашей страны прошла Неделя межрелигиозного диалога. Что это такое, и зачем это делается, — об этом рассуждает один из волонтеров Фонда «Инок» Сергей Кобелев:

«К сожалению, многие из нас привыкли видеть мир в чёрно-белой окраске. Люди делят всех окружающих на «плохих» и «хороших». Это касается и тех наших сограждан, кто считает себя защитниками русской национальной идеи, и тех, кто придерживается радикальных течений ислама»...

«В исправительных учреждениях, в условиях тесного взаимодействия между заключёнными, подобное мировосприятие чревато нежелательными конфликтами.

В связи с этим и появилась необходимость проведения специальных мероприятий, таких, как неделя межрелигиозного диалога. На самом деле, каждый из нас, когда-либо в жизни говорил о Вере с людьми иного мировоззрения. По факту, — это и есть межрелигиозный диалог.

Наши сограждане, представители российского традиционного ислама выделяют для себя основные принципы такого диалога, опираясь на Коран и сложившуюся традицию. В свою очередь, мы можем применить их опыт к нашей работе и выделить те принципы, которые принципиальны для православия.

Безусловно диалог должен строиться на взаимном уважении.

Несомненно, он должен служить обмену позитивным опытом.

Диалог не должен приводит к отказу от нашей Веры. Мы не можем молиться вместе с иноверцами, или отрекаться от православия, также как мусульмане стремятся сохранить веру своих предков.

Исламские учёные выделяют также такие принципы, как опора на достоверные факты и отсутствие противоречий в выступлении того или иного участника диалога, но здесь, мы понимаем, что это вопрос, с одной стороны искренности Веры, а с другой: умения вести диалог. Эти принципы очевидны. Само собой разумеется, они также должны соблюдаться.

Целью такого диалога можно признать минимизацию конфликтов на религиозной почве и профилактику религиозного экстремизма. Мы не отрекаемся от Веры и не спорим о догматах. Наша задача понять основные постулаты религиозного мировоззрения, поделиться духовно-нравственными идеалами. Ведь на самом деле легче найти общий язык с иноверцами, нежели с воинствующим атеизмом, который в прошлом веке обернулся многими жертвами религиозно-политический репрессий.

Интересно также, что при создании должности помощника начальника территориального органа по работе с верующими, должность должны были занять представители духовенства. В областях с преобладанием Ислама, такую должность заняли представители Ислама. Этот организационный ход уже приносит свои плоды. Верующие различных религий ведут позитивный диалог, заключённые различных религий получают возможность молиться в соответствии с их обычаями.

Плоды, принесённые этой реформой (когда священники получили также должности ФСИН), опровергают опасения некоторых участников дискуссии по реформированию работы с верующими, которые говорили, что обязательно будут распри. Мы же видим противоположный результат.

Таким образом, межрелигиозный диалог не предусматривает, с одной стороны слияния религий, экуменизма или синкретизма. И в тоже время, диалог - это разговор, общение. Именно общение позволяет сохранить мир. Дух крестовых походов Западной Европы, всегда был духом чуждым для Православия. Религиозные войны, — плод Западной культуры. Отдельные периоды религиозных конфликтов на Руси, таких, как раскол Церкви при Патриархе Никоне, не превратились в полномасштабные войны.

Диалог с исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., необходим. Наша страна впитала в себя множество культур, не уничтожая местные особенности, не истребляя иные религии и народы. Традиционный Ислам у нас, — имеет опыт мирного диалога на протяжении многих веков нашей Истории. Обращаясь к традициям и культурам нашей страны, поддерживая их, мы таким образом защищаем общество от радикальных настроений, которые могут возникнуть в любом народе, религии и культуре, зачастую от нехватки позитивный знаний и опыта мирного диалога».